О публичных выступлениях

Навеяно сегодняшним сообщением в группе Летника "Учителя для учителей".
Учитель. Кому, как ни ему привычнее всего выступать перед публикой? Он ежедневно тренируется в ораторском мастерстве, выступая по 5, а то и более часов подряд, удерживая взгляды 20, 30 учащихся.
Но что с учителем происходит, когда он начинает выступать перед взрослой аудиторией? Где пропадают все его "ключики-приёмы" удержания внимания? Почему он сам теряется, забывает слова, краснеет, не знает, что делать с руками?
Валентина Чекан, одна из лекторов Летника СТИМ помогла разобраться в этом вопросе.
Но хочу по порядку. Тут мои собственные мысли будут переплетаться с рекомендациями и высказываниями Валентины.
Ради чего мы выступаем, стоим перед взрослой аудиторией?
Ради галочки? (Попросили, приказали, надо)? Часто!
Ради собственного удовольствия? (У нас много идей, хочется поделиться)? Бывает, но значительно реже.
Ради тренировок конкретно публичных выступлений? Практически никогда.

"Если что-то может пойти не так, оно обязательно пойдёт не так" Закон Мёрфи
С этих слов Валентина начала своё публичное выступление перед нами, педагогами, участниками Летника. Ведь и правда: то презентация не пойдёт, то бумажка выпадет из рук, то аудитория не воспримет, то... Так много этих то, и, ожидая их, мы частенько их же и получаем. А значит, надо быть во всеоружии.
Коммуникатиные грабли, семантический барьер, логический барьер, барьер избегания, барьер авторитета... Всё это - интересные закладочки для докладчика, к которым важно иметь арсенал приёмов "в коробочке", как говорила наша лектор.
Рецептов успешного публичного выступления в целом может быть много, но хочется о деталях, об этих "если".
Интересный пример от Валентины: если аудитория, в которую Вы идёте выступать, настроена как-то не так по причине стереотипов (Вы - ещё неопытен, это - не Ваша основная фишка, до этого им встречались люди такой профессии (возраста, пола...), которые выступали неинтересно или не полезно и т.д. - достаньте стереотип на поверхность. Начните со слов: "Да, я учитель младших классов, НО...) - и большая вероятность, что внимание всё же переключится с первой фразы, которую Вы и так уже подтвердили и проговорили, на НО!
Личный опыт: часто, ещё будучи молодым специалистом, мне доводилось выступать перед гораздо более опытной публикой, презентуя свои проекты, идеи... И иногда я по наитию использовала этот приём. Работало!
Ещё один рецепт Валентины Чекан: мимикрируйте под среду. Если Вы среди айтишников - постарайтесь использовать близкие им термины, пусть они и не являются для Вас активным словарным запасом. Сойдёте за "своего" - проще будет аудитории проникнуться Вашим выступлением.
Важный (а для меня и главный) момент выступления Валентины: в любом докладе СОБЛЮДАЙТЕ ЛОГИКУ! Правило рамки: запоминается первое и последнее сказанное. Не рассусоливайте в начале и дайте чёткий вывод в конце. Правило цепи: не перебарщивайте с элементами: 3-5-7 логически связанных элементов. Иначе речь уйдёт в открытые окна и двери, а не воспримется теми, для кого предназначена.
РЕЦЕПТ от Валентины: анализируйте информацию, которую собираетесь донести. Уберите из неё (если позволяет регламент) излишнюю теоретизированность (хотя бы просто на слайды, чтобы люди не слушали заунывное "целью моего вступления была систематизация и апробация"), ибо уснут, а вычлените существенное, без чего не поймут. Практически НИКТО не вслушивается в формулировки длинных целей, задач. Желающие - прочитают. И даже найдут недочёты или преимущества. Остальных же нужно "цеплять". Как? Включите внимание не на себя, а В собеседника. Увидьте его, его взгляд, его проблемы. Используйте обратную связь (тут, каюсь, наша команда грешна, мы думали об этом, но вот способ - голосовалку пальцами - успели придумать не самый лучший, да ещё и продублировать дважды - что уже не есть хорошо).
Главное - чтобы формы этой обратной связи были разными в арсенале докладчика. Но можно использовать и банальный, казалось бы, вопрос в аудиторию. Включает! Точно!
Вот здесь бы хотелось такой кейс по обратной связи, но... до него моё сознание ещё не доросло. Возможно, когда переварю всё, даже дополню сказанное. А пока варианты можно писать в комментариях. Вдруг мы вместе составим эту чудную "коробочку" (эх, Валентина, зацепило меня слово!) для качественной обратной связи при работе с аудиторией. Раздать листочки, которые нужно заполнить (предлагала лектор), выйти через приложение на виртуальную доску, например... Топать-хлопать, светофорить, показывать рукой - детский вариант, но иногда (рееееедко) можно что-то. Вопросы - уже писала. Но ведь есть и ещё приёмчики...
Рецепт по избеганию "барьера избегания" - круто наворотила я тавтологии :).
Бывает, что кто-то в аудитории просто не хочет нас слушать. И мы знаем, как его зовут :) - называем по имени, но не говорим о нём ничего плохого (типа, посмотрите, Василий Иванович мне мешает), а включите фантазию (иногда достаточно просто "правда, Василий Иванович", а иногда это задуманная провокация - и тут важно показать, что мешает он не Вам, а его деятельность нарушает возможность других услышать: говорите через второе лицо, обращаясь к аудитории, не называя себя, ведь Вам, вроде всё равно - но аккуратно, Вы не собираетесь искать здесь врагов. Можно из "вредителя" сделать помощника - если человек (группа) постоянно компрометируют, что знают сказанное Вами лучше, предложите им побыть экспертом, помочь разобраться в этом группе такой-то, в оооочень редких случаях можно и наказать, задав компрометирующий вопрос, на который у данного человека точно не может быть ответа, утвердив свою позицию эксперта. Когда и как поступать - зависит от аудитории и роли в ней.
Ещё рецепт - сократить дистанцию. В прямом смысле слова - подойти (но не нарушая личного пространства отдельного человека). И в переносном - присесть, присесть на развёрнутый стул. То есть, поместить аудиторию в разряд "равных, а не снизу".
Главный рецепт: НЕ ЧИТАТЬ ПО БУМАЖКЕ (и прочим устройствам). Для подсказки - опирайтесь на свою же чёткую презентацию или помогите себе, составив план выступления на доске (флипчарте) и т.д. - ибо читать - это терять зрительный контакт с аудиторией. А это - сродни провалу.
Личное: действительно, сколько безумно интересных тем НЕ хотелось слушать тогда, когда видел докладчика, нос которого уткнулся в листочек. Он теряет строчку - это не важно, найдёт. Аудитория теряет интерес - это беда. Все выступления на педсоветах, МО по листочку - чаще всего проходят мимо ушей слушателей...
Интересная "фишка" Валентины: докладчик может позволить себе "запланированные неточности"- слегка краснеть, даже немного заикаться - если это не помещает уловить суть. Это позволяет аудитории поверить ему, почувствовать искренность.
ДА! Авторитет докладчика рождается из:
- социального положения
- привлекательного внешнего вида
- доброжелательного отношения
- компетентности
- искренности.
И тут вспоминается история одного из наших амбассадоров про "свадебный костюм": в среде айтишников (где обычная одежда - джинсы и футболка) человек, пришедший на работу в свадебном костюме, вызвал точно не доброжелательное отношение, а выглядел и того хуже :).
Валентина Чекан, коворя о вопросах, которые должен себе задать докладчик, перед тем, как строить своё выступление, акцентировала: "Стоит подумать, кем я буду, когда выйду к аудитории", ведь и правда: выбранная роль требует определённого поведения. Эксперт, клоун, сочувствующий - всё это разные роли, но каждая из них поможет "найти путь к сердцу".
А 2 самых главных, на её взгляд, вопроса: "кто? и зачем - это им и мне?"

Я влюбилась в высказывание Валентины: о том, что главная ошибка докладчиков - попытка казаться "хорошими девочками, даже когда мы - мальчики"!
Ораторские оазисы от Валентины:
Текст должен через зрительные образы воздействовать на ЭМОЦИИ!

Подстройте под себя аудиторию: пересадите, подвиньте всё, что мешает. Ибо если мешает - точно не поможет!
Проблемные зоны: фланги и задние ряды. Работайте на них, двигайтесь, обращайтесь к ним!

Личное: не забывайте удивлять. Никто уже не помнит, о чём в своей самопрезентации говорили педагоги - конкурсанты конкурса "Учитель года - 2004". Но до сих пор о своей коллеге, которую очень люблю и с которой меня многое связывает (кроме того, что мы работаем вместе, она была моей первой классной в другой школе) я слышу: о, её самолётик - это что-то! Ну кто позволит себе запускать в зал самолётики? Серьёзное же выступление! Все песни готовили, армию группы поддержки на сцену вывели. А она - одна, но...с самолётиком. Результат: до сих пор помнят! И добрым словом! Успех? Безусловно! Но не переборщить - тоже важно! :)

ПС: лекция о самопрезентации была у нас после того, как мы уже "наступили на грабли" этих самых самопрезентаций. Казалось бы: зачем? А нет: анализировать собственные ошибки после соооовсем недавнего опыта - безумно полезно. Ещё свежо, не забылось, и есть над чем задуматься!!! Спасибо Валентине Чекан - соучредителю IT-prinsess academy и школы STEAM, УЧИТЕЛЮ с большим стажем! (этот стереотип был важен для нашей аудитории) :)

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

День 3. Медиум.

Дневник Летника. День второй.

День 4. Угроза взрыва черепной коробки